Горный Алтай
05.09.2013
Иногда должно пройти время, чтобы начать оценивать событие объективно, без сиюминутных эмоций или контраста с выдуманными ожиданиями от поездки. Путешествие в Горный Алтай стало очередным этапом ежегодных экспедиций нашей небольшой команды, но после сверхярких ощущений удивительной Камчатки, оно неизбежно воспринималось в сравнении. За год до поездки, шагая по склону вулкана Горелый, Виталич провидчески резюмировал: «Это круче Сахалина. Да и Алтая тоже». Как в воду глядел.
Экспедиция на Алтай была запланирована сильно загодя, уже на Камчатке каждый из нас знал, где окажется через год. Всю организационную мороку единодушным решением передали омским друзьям, живущих ближе всех (а по сибирским меркам – совсем рядом) к цели новой поездки. В этом, в общем-то, логичном решении крылся малозаметный подвох – омичей не было с нами в горах Камчатки, и они не могли знать, насколько далеко оторвался камчатский «стандартный туристический сервис» от простых походов с палаткой, и как выросла планка ожиданий «туриков»-участников того путешествия.
За чередой событий «обычной» жизни я совершенно забыл о предстоящей поездке в горы Алтая. Вернее, чётко знал: двухнедельное путешествие на Алтай будет из двух частей – не освоенный нами формат конного перехода и многодневный сплав с рыбалкой. Поскольку других вводных не поступало, я посчитал, что весь объём знаний о поездке у меня уже есть, а значит можно заняться чем-то ещё. Например, детальным планированием Большого путешествия в окрестности Байкала (этой поездке посвящены аж три альбома на Гугл Фото: «
За три дня до вылета в Барнаул, листая почту в аэропорту Улан-Уде, я осознал, что достойно к «сплаву» подготовиться уже не успею: ожидаемый ленивый сплав на рафтах превратился в бодрый рафтинг на катамаранах по горной Катуни с порогами 3-4 категории. Рекомендуемый гидрокостюм «пятёрка» у меня в планах не значился, да и где его найти в нужном размере за полдня в Йошкар-Оле я совершенно не представлял. Был дурацкий вариант с обработкой обычных болоньевых штанов специально купленной для этого водоотталкивающей пропиткой, но испытания в тазике показали полную абсурдность такого решения: щедро политые пропиткой из Спортмастера штаны «на раз» насыщались влагой и пропускали воду… Оставались два последних варианта, которые сводились по сути к одному и тому же: раз остаться сухим не получится, то пусть хотя бы вода на ногах будет тёплой, или, по меньшей мере, как-то согретой телом. По новой задумке толстые шерстяные носки должны были компенсировать отсутствие мозгов, гидрокостюма и просчётов в организации.
Надо сказать, что после Камчатки я искренне уверовал в текстильный хайтек. Поэтому, не раздумывая, мимоходом купил дорогущие мембранные штаны с фантастическими 20 000 мм паропропускаемости и столько же – влагозащиты. Покупку я считал большой удачей - рядом с вокзалом Казани и практически перед самой посадкой на аэроэкспресс в аэропорт…. Забегая вперёд - по аналогии с «китайскими ваттами», влагостойкость здесь тоже оказалась китайской. Но об этом тогда я ещё не догадывался, наивно доверившись этикетке с брендом сети магазинов «Сплав» (вот ведь совпало :). По первоначальной идее якобы непромокаемые штаны с мембраной плюс серый скотч-герметик, которым я намеревался примотать штатины к запрещённым на сплаве сапогам, теоретически позволяли создать некое подобие вейдерсов, хотя бы до пояса. Идея оказалась не слишком жизнеспособной – сапоги заливало сразу при любой попытке спрыгнуть с катамарана.
Впервые в истории наших экспедиций у нас не было единых билетов – к месту сбора в Барнауле каждый добирался самостоятельно. Я прилетел первым и готовился пару часов пререкаться с охраной, которая настойчиво просила меня покинуть зал получения багажа (и по совместительству – зал прилёта), а выходить в неизвестность и моросящий дождик совсем не хотелось. К счастью, ребята из Омска прибыли ещё раньше и «выдернули» меня в наёмный автобус с надписью «Алтай-Тур».
Запоминается первое и последнее. Наверное, поэтому в голове сразу всплывает ещё одно наблюдение, связанное с аэропортом. Чем больше летаешь по стране, тем чаще в глаза бросаются мелочи, которые в обычной поездке вряд ли заметишь. Например, в аэропорту Барнаула наличие автобуса с маршрутом в 100 метров мне показалось нелепым: настойчивые понукания пассажиров в подъехавший к трапу автобус выглядели так, словно бедный родственник изо всех сил пытается обратить на это внимание и казаться достойным богатых гостей. Вместо ожидания автобуса, прогуляться по бетонке аэродрома не составляет труда и, например, в Улан-Удэ (и Петропавловске-Камчатском) было вполне естественным.
Барнаул как-то очень быстро начался и так же неожиданно закончился, составить мнение о городе толком удалось только на обратной дороге – город не выглядел богатым, но казался опрятным и сравнительно чистым. Как-то очень не хватало гида и обзорных кругов по достопримечательностям – эту мелочь я отметил про себя, чтобы впредь вписывать её в наш туристический «райдер», если придётся участвовать в организации поездок в будущем.
Как и большинство друзей, я не знал ни плана, ни деталей поездки, и, по-большому счёту, мне было заранее всё равно, как сложится день, неделя и вся поездка – я ехал за впечатлениями, которыми меряется жизнь. На этом фоне заявление вскользь, что автобусный «трансфер» займёт весь день, воспринялось как начало приключений и одновременно иллюстрацией масштаба расстояний Сибири – местное «недалеко» было на порядок длиннее, чем, скажем, в плотно заселённом Подмосковье. В конце концов, немного восточнее, перегон Красноярск-Абакан с маршрутом в полтысячи километров обслуживает простая пригородная электричка...
Конечным пунктом переезда был старый посёлок в горах Алтая с похожим на аббревиатуру названием. В общем-то, так оно и было - на старых дорожных картах аббревиатура БОМ на Чуйском тракте расшифровывалась как «более опасное место» и до прокладки современного шоссе таковым и являлось на самом деле. Белый бом, сложенный из белого известняка, являлся, по сути, самым опасным местом Чуйского торгового пути (современный Чуйский тракт): встретившись здесь, 2 вьючные лошади были не в состоянии разойтись на тропе, и, чтобы избежать такой встречи, путник, приближавшийся к Белому Бому, должен был оставить лошадь, а сам пойти вперед и положить на тропу свою шапку, чтобы двигающиеся навстречу знали, что тропа уже занята. Теперь в громадной скале из белого известняка проложена широкая трасса, и, не зная об этом некогда опасном месте, трудно обратить внимание на полузаросшую, круто извивающуюся по карнизу отвесных скал гравийную полосу старой дороги. Если честно, эта тропа мной тоже осталась незамеченной, о её наличии я узнал только по возвращении из поездки, пытаясь как-то структурировать сотни фотографий, впитывая скупые данные Интернета о пройденном маршруте.
В самом посёлке есть неброский съезд в горы, просёлочная дорога ведёт к уютному и очень тихому месту на безымянной речушке. Удивительно, что от базы "У Егорыча" до Чуйского тракта здесь не больше километра, у нас была целая ночь, чтобы восстановить силы после ночного перелёта и долгой дороги.
Утром следующего дня должен был начаться первый этап нашей осенней поездки в Горный Алтай – конный переход к Шавлинским озёрам.
Для удобства наш отзыв о Горном Алтае разделен на 3 публикации, продолжение рассказа в статье «По Горному Алтаю верхом».
Комментарии