Горнолыжный Эльбрус: красивая мечта

01.03.2019

Есть такие слова, которые манят с детства. Недосягаемые, как полёт в космос, и ценные своей несбыточностью. «Эльбрус» в голове был как «Эверест» - где-то там, далеко, за гранью обычной жизни. Как марка вычислительных машин, в то время, когда ещё не было слова «компьютер», а ламповый телевизор с круглым экраном был нормой советской семьи. Как мечта смотреть на клубящиеся облака сверху и не из окошка авиалайнера.

Но иногда мечты сбываются. Реклама в ленте «мы не витаем в облаках, мы в них катаем» сработала мгновенно. Было не сложно убедить семейство, что это знак судьбы, другой возможности побывать «на высшей точке Европы» может не быть и надо собирать вещи. В конце концов, там, выше облаков, не бывает плохой погоды: только солнце и взрываемый кантами снег.

Плюс горнолыжных туров - минимум суеты и новые друзья с общими увлечениями

Ниже отзыв обычного туриста о горнолыжном курорте Эльбрус «как он есть» с позиции imho и полезными советами. Без рекламных шаблонов и ложных восхищений первого опыта горных лыж или сноуборда как в сотнях других обзоров. Уверен, «особое мнение» и критичный взгляд будет куда полезнее для Вашей поездки на Эльбрус, чем восторженная рекомендация и обида от разрушенных иллюзий.

И да! Вы тоже можете высказаться в комментариях – статья будет обновляться полезной информацией, которой решите поделиться.

Как добраться

Все поездки на российский Кавказ (на всякий случай: Эльбрус - это Россия и виза сюда не нужна ;-) начинаются в Минводах или Нальчике, где соседний Пятигорск может стать приятным экскурсионным бонусом к поездке. По факту зимний Пятигорск без зелени и солнца меня «не зацепил», а навязчиво эксплуатируемые образы Лермонтова и Бендера начинают тяготить уже с сувенирной лавки у «места дуэли». Впрочем, зимняя серость города неспешных пенсионеров скорее даже «в плюс» – вряд ли в «высокий сезон» знаменитый Провал можно посетить без толчеи, да и очередь из пары человек в кабинку фуникулёра на Машук тоже трудно представить.

Маятниковая канатная дорога на гору Машук в Пятигорске, феврал 2019 года

Вход в Провалъ без туристической толчеии возможен только в несезон

Подняться на Машук и немного помёрзнуть нужно хотя бы для того, чтобы своими глазами  увидеть Эльбрус в первый раз. Даже на расстоянии в десятки километров эта громадина не кажется мелкой, вечные снега на вершине тянут к себе и внушают уважение. Мечтать в стиле: «чёрт возьми, уже завтра я буду там!» - просто приятно.

На смотровой площадке на горе Машук, вид в сторону Эльбруса


Трансфер в Приэльбрусье

Дорога в Приэльбрусье из сравнительно плоской долины Кавминвод занимает примерно 3 часа. Если не повезёт, будет чуть дольше - блокпосты как маленькие крепости нескромно напоминают, что совсем недавно рядом шла война. И, то ли война не закончилась, то ли привычки остались, но автобус с полусотней потенциальных террористов в лыжных костюмах проходит границу регионов России примерно также как государственную – с полной высадкой, заездом в отстойник и тотальным паспортным контролем, разве что без отметок паспорте. Злые языки говорят, что на самом деле всё проще: с неприметными жигулями настоящих бандитов суеты больше. Куда легче остановить туристический автобус и разом выполнить план по проверкам.

Наш автобус стартовал из Пятигорска около 6 вечера, через час дороги горы за окном слились с чернотой неба и превратились в отметки на мобильной карте. По большому счёту мобильный с треком маршрута был единственным развлечением в темноте ночи – забавно наблюдать как автобус набирает высоту и забирается всё выше и выше («набор высоты» – не автобусный термин, но здесь он был как нельзя кстати: пара десятков метров за каждый взгляд на мобильник).

Альтернативой автобусу может быть индивидуальный трансфер -  самые надёжные варианты предлагает сервис gettranser.com. По сути для поездок это примерно тоже самое, что aliexpess для покупок – через удобный сервис посредник берёт деньги и гарантирует поездку, предлагая на выбор те же самые таксопарки и частников, с которыми Вы, в теории, могли бы договориться напрямую, но не факт, что дешевле. В нашем случае, трансфер Терскол – Аэропорт Минводы на троих стоил 2883 рубля, главное здесь при заказе внятно сформулировать перевозку горнолыжного оборудования, чтобы потом не пришлось втроём сидеть на заднем сидении легкового авто, аккурат за сложенным передним, на котором едут лыжи и сноуборд.

Лайфхак! Сделать поездку на 5-7% дешевле может секундый поиск актуальных промокодов. И не благодарите :)

Самый бюджетный вариант добраться – маршрутное такси от автовокзала в Нальчике (расписание можно уточнить в справочной 8 (8662) 91-59-53), подходит для тех, кто прибывает поездом или самолётом в Нальчик, а не Минеральные Воды.

Где жить

Приэльбрусье – это дорога вдоль реки с редкими посёлками и чем ближе к пику, тем очевиднее их туристическая направленность. Любопытно, что «Эльбрус» – это не только самый высокий стратовулкан в Европе (5642 метра над уровнем моря, подробнее на Википедия) и десяток одноименных турбаз, кафе и гостиниц у подножия, но и село Эльбрус в 18 км от пика. Второе удивление - посёлок Эльбрус не является центром Эльбрусского района, зато в качестве  «Сельское поселение Эльбрус» объединяет в себе все самые близкие к горе посёлки: Терскол, Тегенекли, Байдаево, Нейтрино и Азау, причём последний даже не посёлок, а «поляна», нижняя станция горнолыжного курорта Приэльбрусье и наивысшая обитаемая точка Приэльбрусья, откуда с высоты 2350 метров стартуют канатные дороги на Эльбрус и все восхождения. Правда, если быть совсем точным, Азау – это улица в селе Терскол, поэтому адреса типа «ул. Азау, 12, село Терскол» здесь никого не удивляют.

Если Вы только планируете поездку на Эльбрус, то нет большого смысла переплачивать за гостиницу в двух шагах от подъёмников: поездка на такси из Терскола в центр Азау стоит 50 рублей, занимает 10 минут, а обратно в посёлок можно спуститься прямо на лыжах по экотропе на Чегет рядом с речкой. Со сноубордом это будет сделать чуть сложнее - на пологих участках придётся расстёгивать крепления и идти пешком. Или ещё раз потратиться на 50 рублей.

Горная речка вдоль дороги на Эльбрус

На мой взгляд, лучшие варианты размещения в Приэльбрусье – это Терскол и поляна Чегет. В  обоих случаях у Вас появится возможность сэкономить на проживании и не ограничивать себя одним местом катания, табличка ниже наглядно показывает расстояния при бронировании гостиниц через Booking.com (по этой ссылке - скидка 1000 рублей на первое бронирование) в разных местах Приэльбрусья:

Село

до поляны Азау

до поляны Чегет

Терскол

3 км

2 км

Чегет

5 км

-

Байдаево

9 км

5 км

Тегенекли

13 км

10 км

Эльбрус

15 км

12 км


У проживания в Терсколе есть ещё один маленький козырь: в подписях к своим фото Вы сможете скромно упомянуть, что живёте «в самом высокогорном поселении Приэльбрусья, где проживают постоянные жители», а это значит, что, возможно, и в самом высокогорном посёлке России. 

Канатные дороги и трассы

Официально на горнолыжном курорте «Эльбрус» 7 трасс общей протяженностью около 11 км. В действительности же склон Эльбруса представляет собой одну сплошную трассу, где катаются лыжники и бордисты всех уровней подготовки. Это значит, что скоростной слалом с живыми препятствиями иногда превращается в совсем не смешной кегельбан.

Поляна Азау, откуда стартуют канатные дороги на Эльбрус

Канатная дорога состоит из 3 частей и организована двумя разными компаниями, чтобы подняться на самый верх нужно будет сделать 2 пересадки на одной из них. Какой из подъёмников выбрать – решаете Вы сами, в первый день разумнее взять вариант подешевле, чтобы без спешки «разведать» все варианты единственной трассы, при этом, чтобы не переплачивать, не лишним будет уточнить работу верхней станции – она может быть закрыта при сильном ветре.

На фоне - величавый Эльбрус

И «старая» маятниковая (два вагончика в противовесе), и новая гондольная дорога (подвесные кабинки как везде) идут параллельно друг другу, при этом отличаются по цене где-то раза в два. Разница в цене объясняется просто: за меньшую цену Вы подниметесь меньшее количество раз из-за черепашьей скорости «маятника» и очередей на дешёвый подъемник. Каждый вагончик вмещает всего 24 человека, и, если не хватит места в ближайшем, появится примерно 20 минут, чтобы полистать фото в телефоне. А если очередь большая или подъехал экскурсионный автобус на обзорный подъём – то ещё 20.

Первый участок канатных дорог стартует с поляны «Азау» и идёт до станции «Старый кругозор» на высоте 3000 метров над уровнем моря. Дорога вверх занимает 5 минут (если Вы выбрали новую гондольную канатку) или 12 (если Вы решили воспользоваться маятниковой канатной дорогой «Эльбрус-1»). Второй участок до станции «Мир» на  высоте трех с половиной тысяч занимает ещё примерно 7 минут на гондольном подъёмники «Рома» или 12 минут на «Эльбрус-2». Третья очередь  - дорога к станции «Гара-Баши» на высоте 3847 метров, добраться туда можно на гондольной канатке за 5 минут, старая двукреселка «Эльбрус» при нас так и не заработала.

Третья станция канатной дороги на Эльбрусе

Лайфхак! Если начинать кататься не с самого утра, то к обеду дневной skipass можно купить «с рук» за символические 200 - 500 рублей и кататься до 16 часов, когда закрывается вход на подъемники – просто немного подождите у кассы, почти наверняка к Вам подойдёт накатавшийся турист с общей идеей сэкономить. Формально вторичная продажа скипассов запрещена, но отследить это невозможно – все они не именные.

Сказать, что на Эльбрусе кататься комфортно не получается от слова «совсем» - мегапопулярность раскрученного бренда притягивает сюда тысячи людей и сказывается на качестве сервиса. Иллюзия, что в будни на склонах здесь будет свободно, разрушилась в первый же «рабочий» понедельник. Да, людей стало чуть меньше, чем днём ранее, но заметно это было только по очередям в кафешки. Февраль – это пик сезона, поэтому толчея на склонах никуда не делась, как и заторы на узких участках трасс, где среднее мастерство катающихся редко было выше чем «освоил плуг, поворачивать ещё не научился». На мой взгляд, вставать на лыжи на Эльбрусе – не самая лучшая идея. Одна из причин – в самом начале главы, можно навсегда отбить (причём - буквально) желание кататься. Вторая – скромное количество сеток и ограничителей, из-за отсутствия которых основная масса бордистов и лыжников едет одним и тем же маршрутом на приличном удалении от края трассы, выскабливая склон до камней и льда.

Склоны на Эльбрусе

Возможно всё дело в самих склонах. В целом - это широкие и пологие «синие» трассы, с небольшими перепадами высот и короткими «красными» участками. Они привлекательно выглядят в рекламных проспектах и аккуратно укладываются в головах начинающих лыжников: не всегда разница между «зелёными» и «синими» наглядна, и кажется, что всё будет также как на учебной, только длиннее. К слову, длина трассы от станции Гара-Баши до Азау - 6 км, от «Приюта-11» (нет подъёмников!) - 8-10 км в зависимости от выбранного варианта спуска.

Что не отнять, так это виды на горы

Снег на склонах

Будьте осторожны в оценке рекламных фраз типа «в Приэльбрусье выпадает большое количество снега, что гарантирует глубокий снежный покров в течение всего горнолыжного сезона»  - это мягко говоря, не совсем правда. Снега действительно может быть много, только на трассах он не всегда задерживается: сильный ветер сдувает всё, а огромное количество катающихся полирует остатки до блеска, которые замечательно пропекаются на солнышке до ледовой корки. За несколько дней трассового (!) катания в середине февраля 2019-го скользяк лыж был порезан щебнем больше, чем за 3 предыдущих сезона на Урале. Наверное, просто не повезло.

 Ледник Гарабаши на высоте 4336 метров

Прокат и ski-сервис

Здесь нет проблем взять в прокат лыжи или сноуборд, количество точек, где это можно сделать, растёт по мере приближения к кассам подъёмников – оборудование разной степени износа и под разные задачи, на любой вкус и кошелёк. Цена «за комплект» (лыжи + палки + ботинки или сноуборд + ботинки) начинается от 800 рублей в день и зависит от количества дней: брать сразу на несколько дней в пересчете на сутки получается дешевле. Залог – как обычно, документы или деньги.

Почти каждый пункт проката предлагает услуги по заточке кантов и «парафин», чем именитее сервис (например, магазин и прокат Альпиндустрии находится буквально в 10 метрах от касс), тем дороже и спокойнее за сданное в ремонт оборудование.

Совет для тех, кто берёт в прокат сноуборды: на пути к Гара-Баши ветер запросто может раскачать и выдуть доску из внешнего кармана гондолы (чему были свидетелями), найти и достать из пропасти выпавший борд будет невозможно, равно как и попробовать его удержать из кабинки – вентиляционные окошки чья-то «мудрая» голова решила заделать стальной сеткой. Помните о конском ценнике прокатного сноуборда и всегда заносите его внутрь кабинки.

Аптеки

  • На станции канатной дороги «Азау»

  • В пансионате «Чегет» и гостинице «Снежный барс» на поляне Чегет

  • В здании почты поселка Терскол

Банкоматы

Кассы как маятникового, так и гондольного подъёмников принимают платежи картами, установлено стандартное оборудование с поддержкой бесконтактных платежей, в том числе ApplePay и SamsungPay, не было проблем с оплатой картой в аптеке Азау. Наличные могут потребоваться для расчёта в небольших гостиницах, за такси, некоторых кафе и сувенирных рынках. Найти банкоматы можно:

  • Поляна Азау: есть как минимум 2 банкомата, банкомат Россельхозбанк  стоит прямо напротив касс гондольного подъёмника,

  • Поселок Терскол – «Еврокоммерц» и «Сбербанк» в отеле «Эльбруссия», Кавказский Банк Развития на турбазе «Терскол» 

  • Поляна Чегет – «Сбербанк» в пансионате «Чегет»

Связь и интернет в Терсколе и Приэльбрусье

Уверенная «ешечка» почти везде, мест в Приэльбрусье, где нет мобильной связи совсем – почти нет. 3G работает в посёлках и на склонах у всех операторов большой тройки, но местами более сильный сигнал Edge заставляет телефон переключаться на устаревшую базовую станцию и интернет сразу скисает: вместо значка «3G» на экране мобильного будет красоваться «E». Из забавных казусов: в гостинице, где мы жили, грузинский Билайн ловился лучше (правда, в роуминге), чем российский, у которого 3G работал только у окошка и по WiFi  раздавался на другие телефоны.

К слову, по близости к горе не оказалось ни одного салона связи – купить симку МТС (по слухам, уверенный приём 4G в Приэльбрусье) у нас просто не получилось.

Après-ski и чем дополнить поездку на Эльбрус

Почти в каждой гостинице есть свой бар, баня, бильярд и настольный теннис. Если хочется разнообразия – Вас ждёт банный комплекс на горной речке (на пути к Чегету) + концерты в местных домах отдыха тоже не редкость. Изюминкой некоторых из них может стать Ваше участие на правах «приглашённой звезды» - в одном из виденных объявлений открыто зазывали гостей выступить на сцене с гитарой. Есть даже боулинг (отель Кристал на поляне Чегет), ночные клубы для любителей потанцевать («Deep Purple» в пансионате Чегет, «Капитан ПитЪ» в одноименном кафе на Чегете) и диско-бары в отеле Пик и пансионате Эльбрус (оба – в п. Тегенекли).

Альтернатива барам из активных нагрузок:  ледовый каток в Чегете, трекинг на снегоступах или конная прогулка по лесной экотропе, из культурно-просветительских: альпинистко-охотничий музей им В. Высочкого (п. Тегенекли) и музей Обороны Приэльбрусья – пожалуй, один из самых высокогорных музеев мира, он расположен на станции Мир канатной дороги на высоте 3500 метров над уровнем моря.

Если же не «после лыж», а вместо, то можно просто погулять по округе и  посетить Долину Нарзанов (природный источник с минералкой) или выбраться на Чегемские водопады и погреться в термальных источниках Гедуко. Такая поездка займёт целый день, но вряд ли Вы будете о ней жалеть.

Долина Нарзанов – это участок с 17-ью источниками недалеко от Чегета в сторону Байдаево, отмечен на большинстве мобильных карт, поэтому мимо пройти никак не получится. Здесь с эльбруских ледников выходят на поверхность знаменитые минеральные нарзаны Северного Кавказа и именно благодаря им Приэльбрусье тоже считается бальнеологическим курортом.

Природная минералка бесплатно!

Чегемские водопады – памятник природы и визитная карточка Кабардино-Балкарии – зимой не замерзают, а сотни замерзших струй и растущие сталактиты по склону – это очень необычно и красиво. В феврале-марте ледовый панцирь достигает своих максимальных размеров, поэтому именно это время часто рекомендуют для поездки к водопадам. Периодически, как по расписанию аттракциона, огромные глыбы намороженного за ночь льда с грохотом обрушиваются в горную речку, чтобы лишний раз подчеркнуть опасность селфи за пределами огороженной площадки.

Не забудьте подняться на смотровую площадку на Чегемских водопадах

Когда будете в Гедуко, не пропустите два незаметных маленьких бассейна чуть в стороне от общих термальных: по-настоящему горячий термальный бассейн отгорожен небольшой стенкой от источника с холодной минералкой. Помимо традиционных забав с попеременным окунанием, очень необычные ощущения получаются, если сесть на перегородку и свесить ноги в разные бассейна. Просто попробуйте!

Термальные источники Гедуко

Общий бассейн в Гедуко

Ложка мёда

И если каталка сама по себе на Эльбрусе больше расстраивает, чем восхищает, то есть одна фантастически ценная ложка мёда в поездке на горнолыжный Эльбрус, ради которой нужно оказаться здесь хотя бы один раз – сложно представить, когда ещё в обычной жизни Вы сможете забраться так высоко, как здесь, чтобы почувствовать на себе разряженный и не очень-то богатый кислородом воздух. За 1000 рублей «с носа» ратрак от станции «Гара-Баши» забросит Вас на высоту 4366 метров и выше вплоть до скал Пастухова, где знаменитая седловина Эльбруса уже не кажется недостижимой, она манит, невероятно близка и доступна…

 Заброска на ратраках на Эльбрусе

Седловина Эльбруса с высоты 4366 метров над уровнем моря

«Когда-нибудь я обязательно залезу на эту гору». Но это будет уже другая мечта.



Возврат к списку

Комментарии

Количество коментариев: (2)
Елена Ерошина , 23.03.2019 21:47:33
Фото, не вошедшие в статью, размещены в фотоальбоме Гугл.
Алексей М. , 24.03.2019 15:57:37
Где ж Вы раньше были? :) Тоже недавно вернулся, дополню, про трансфер. В аэропорту Минвод дежурят пассажирские Газельки, набирают народ с рейсов и едут в Терскол и Азау. Это дешевле, чем заказывать трансфер, хотя займёт больше времени (нужно ждать).