Чтобы фотография была творчеством
10.04.2012
Когда друзья смотрят на фото наших путешествий, часто звучит сожалеющая и грустная оговорка, ставящая крест на хобби: "У вас, наверное, какой-нибудь крутой фотоаппарат...". Нет, все фото нашего фотоальбома сделаны обычными цифромыльницами Panasonic, далеко не новой моделью Lumix TZ10, и еще более древней TZ4.
Секрет хороших (я стараюсь :) фотографий обычным фотоаппаратом не сложен – снимайте с мыслей, что Ваши фотографии будут интересны не только родственникам и, если на улице не слишком солнечно, а сюжет стоит того, делайте 2-4 дубля - дома из привезенных Вы всегда сможете выбрать одну, самую удачную. Оговорка «не слишком солнечно» как раз и означает, что возможности карманного фотоаппарата обычно на уличных фото и заканчиваются, но для съемки пейзажей и природы малюсенькая матрица мыльницы даже лучше большой у полупрофессиональной зеркалки – кадры получаются резкими по всему полю (умными словами – «глубина резко изображаемого пространства (ГРИП) при меньшем относительном отверстии диафрагмы заведомо больше»). Впрочем, если делать всегда по нескольку дублей с разных ракурсов, количество фотографий, «за которые не стыдно» только возрастет.
С появлением первых цифровых фотографий в 2002 году у нас сложилась простая схема их хранения и каталогизации – в папках по датам с небольшим комментарием в скобках. Например, так «120110 (Озеро Банное)», а все фотографии одного года хранятся в папке с его номером, в нашем случае, начиная с «2002». Т.е. обработка фотографий каждой поездки (ах, как хотелось сказать «отснятого материала») начинается с опустошения флешки фотоаппарата и переноса их в папку с текущей датой, а затем с помощью замечательной бесплатной программы NameExif из абстрактного P10987.JPG переименовываются в формат ГГГГ-ММ-ДД_ЧЧ-ММ-СС.JPG. Такой подход позволяет хранить в одной папке и хронологически просматривать фотографии с разных фотоаппаратов.
Нередко бывает и так, что все дубли никуда не годятся (фото не в фокусе, смазанное или ничего не понятно), но удалить их сразу рука не поднимается. Такие снимки у меня перемещаются во вложенную папку «Другие фото», куда обычно редко заглядывают, просматривая фотографии на компьютере.
Если фотографий слишком много, чтобы не утомлять друзей многочасовым просмотром детального фотоотчета, я создаю и папку «Лучшее», куда попадают 100-200 самых интересных фотографий. Задача – показать интересное, запечатлеть эмоции, а не представить покадровую нарезку фильма о поездке.
Наверное, именно на этапе рассказа об увиденном и начинается творчество в фотографии. Нажимая спуск затвора, иногда я уже мысленно представляю, как прокомментирую снимок, или какими словами опишу эмоции, наполнявшие меня в этот момент. Причем творчество требует постоянного развития, чтобы точнее передать эмоции и чувства, стараешься найти ракурс, где это будет сделать проще всего, начинаешь экспериментировать и действительно творить, получать удовольствие не только от результата, но и от самого процесса фотографирования.
Комментарии
С лета старый добрый TZ4 был заменён на беззеркалку GF3 (тоже от Panasonic) со штатным "блино-зумом" 14-42/F3.5-5.6 и сменным "фиксом" 20/F1.7. От апгрейда техники качество снимков пока не стало сильно лучше: возросшая детальность и глубина цвета в фотографиях нередко компенсируется промахами фокуса, на "автомате" частенько не попадаю в узенькую ГРИП.
Верю, что в ближайшее время количество перейдёт в качество, а "чувство" большой матрицы выработается само собой.